Маркировка товаров: все, что нужно об этом знать

2019 год богат на нововведения в сфере торговли. Главное из них - начало работы системы маркировки и мониторинга движения товаров.

Маркировка товара – нанесение на продукцию или ее упаковку уникального кода маркировки (штрихкода или этикетки), подтверждающего подлинность и позволяющего отследить путь изделия от производителя до потребителя.

О системе

Нормативная база

Федеральный закон от 25.12.2018
№488-ФЗ

Дает определения товарам, маркированным средствами идентификации и коду маркировки

Подробнее
Распоряжение Правительства РФ
№2693-р от 28.12.2018

Утвердило Концепцию создания и функционирования системы маркировки товаров

Подробнее
Распоряжение Правительства РФ
№792-Р от 28.04.2018

Определило перечень товарных групп, подлежащих маркировке

Подробнее

Цели внедрения

  • Информация о движении товаров в рамках организации;
  • Безопасность и защита жизни и здоровья граждан;
  • Сокращение объемов незаконного оборота продукции;
  • Повышение собираемости налогов и таможенных пошлин и иные.

Оператор системы и ответственный за реализацию Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Этапы внедрения маркировки

  • 1 марта 2019
  • 1 июля 2019
  • 1 декабря 2019
  • 1 января 2020

1 марта 2019

Табачная продукция

1 июля 2019

Обувь

1 декабря 2019

  • Верхняя одежда
  • Одежда из кожи
  • Трикотажные изделия женские или для девочек
  • Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
  • Духи и туалетная вода
  • Шины и покрышки
  • Фотокамеры и фотовспышки

1 января 2020

Лекарства

Работа в системе

Производители,
Импортеры, торгующие определенными группами товаров, обязаны работать в системе маркировки
Организации розничной торговли и ИП,

Для этого необходимо

Маркировка табачной продукции

Текущая ситуация

1 марта 2019 Регистрация производителей табачной продукции и розничных точек в Информационной системе маркировки и мониторинга табачной продукции и закупка необходимого оборудования
1 июля 2019 Выпуск немаркированной табачной продукции прекращается. Все продажи должны фиксироваться в Системе маркировки.
1 июля 2020 Оборот немаркированной табачной продукции запрещен. Все, продающие табачную продукцию, должны перейти на ЭДО

Применение на практике

  • Производитель наносит уникальный цифровой код на товар (пачку, блок, контейнер)

  • Путь товара вплоть до потребителя фиксируется в системе Честный ЗНАК на каждом этапе

  • В магазине сканируют Data Matrix-код товара и только после этого размещают его на продажу

  • В момент продажи продавец сканирует штрихкод товара, и в системе маркировки код фиксируется как выбывший из оборота

  • Покупатель может проверить всю информацию о приобретаемом товаре в мобильном приложении «Честный знак» и сообщить о подделке в контролирующие органы

Маркировка обуви и последующих товаров будет проходить по схожей схеме.